Инвестиционные доходы от размещения временно свободных средств фондов. Штрафные санкции и пеня.

Страница 1

Иное видение фондов социального страхования предложено в соответствующих положениях о конкретных фондах или их уставах. В этих документах под фондами социального страхования понимаются не финансовые средства, а конкретные юридические лица, которые определяются как самостоятельные или специализированные финансово-кредитные учреждения, подотчетные Законодательному собранию и Правительству РФ.

Таким образом, в отечественной законодательной практике сложилась ситуация, при которой под фондами социального страхования принято понимать либо обособленные внебюджетные фонды, либо конкретные финансово-кредитные учреждения, форма организации которых определяется только их индивидуальными положениями, утверждаемыми органами государственной власти. Понимание же фондов как элементов системы страхования остается пока вне поля зрения законодателей. Не случайно, поэтому в отечественной литературе незаслуженно мало внимания уделяется вопросам анализа собственно финансового механизма фондов социального страхования.

Финансовые ресурсы фондов до 2001 г. формировались за счет обязательных страховых взносов, начисляемых на фонд оплаты труда (ФОТ). Ежегодные взносы, собираемые фондами, были в пределах 6,4% (1995 г.) — 8,9% (2002 г.) по отношению к ВВП. Основные полномочия фондов заключались в регистрации страхователей (плательщиков взносов), сборе страховых взносов, финансировании закрепленных за ними социальных программ.

Структура поступлений средств во внебюджетные фонды по итогам прошедшего года представлена в таблицах.

Таблица 2

Поступление средств во внебюджетные фонды, млрд. рублей, без остатка

на начало года.

2002г. 2003г. 1 полугодие 2004г. Справочно I полугодие 2003г.

Поступило средств 949,4 1138,0 700,6 544,2

в том числе:

Пенсионный фонд Российской Федерации 699,9 843,1 527,0 404,8

Фонд социального страхования Российской Федерации 116,4 137,3 79,1 66,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5,1 5,8 3,3 2,7

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации 128,0 151,8 91,2 69,8

Таблица 3

Структура средств, поступивших в государственные социальные внебюджетные фонды, в % к итогу

2003г. / полугодие 2004г.

Поступило средств 100 100

в том числе:

страховые взносы и налоговые платежи 92,7 86,8

из них:

единый социальный налог1^ 49,9 46,2

единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 0,17 0,36

единый налог на вмененный доход 0,14 0,18

единый сельскохозяйственный налог 0,01 0,004

страховые взносы для финансирования трудовой пенсии и дополнительного материального обеспечения 34,3 32,6

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2,3 1,9

С 07.01.2000 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации.

С 1 января 2001 г., в связи с принятием и введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, контроль за поступлением страховых взносов по государственному социальному страхованию (в виде единого социального налога) стали осуществлять налоговые органы, а контроль за расходованием этих средств продолжает осуществлять ФСС. Таким образом, сложившаяся к началу XXI века и функционирующая сейчас система обязательного социального страхования в России характеризуется следующими основными чертами:

- существуют три внебюджетные федеральные социальные фонды: Пенсионный (ПФ), Социального страхования (ФCC) и Обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеется территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);

- указанные фонды покрывают расходы, связанные с наступлением таких страховых случаев как достижение пенсионного возраста, временная нетрудоспособность, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, а также необходимость в медицинской помощи;

- финансирование расходов, связанных с наступлением такого страхового случая как потеря работы производится из средств федерального бюджета (до 2001 года – за счет внебюджетного Фонда занятости);

- установление тарифов платежей в систему обязательного социального страхования – исключительная прерогатива Федерального Собрания и происходит ежегодно путем принятия специального закона;

- до 2001 года платежи в систему обязательного социального страхования имели форму страховых платежей, основная часть которых была заменена Единым социальным налогом (ЕСН);

- ставки ЕСН с 01.01.2006

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

ФСС

Фонды ОМС

Итого

ФФОМС

ТФОМС

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

20,0 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26,0 %

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 + 7,9 % с суммы, превышающей 280000 рублей

8120 + 1,0 % с суммы, превышающей 280000 рублей

3080 + 0,6 % с суммы, превышающей 280000 рублей

5600 + 0,5 % с суммы, превышающей 280000 рублей

72800 + 10,0 % с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

81280 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей

11320 рублей

5000 рублей

7200 рублей

104800 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей

Страницы: 1 2