История развития и целевая аудитория Private Banking

Private Banking зародился на рубеже 18-19 вв. вначале в Швейцарии, а затем в Англии. Именно швейцарские банкиры первыми предложили клиентам размещать средства в банки не под твёрдый процент, а в рамках прообраза современной инвестиционной декларации, подразумевающей определение уровня риска и целевой доходности. Основной причиной формирования Private Banking принято считать возникновение спроса со стороны французских аристократов, вынужденных иммигрировать в эти страны во времена Французской революции и искавших применение своим капиталам. Существовавших на рынке форм привлечения средств было уже явно недостаточно, что привело к данной модели обслуживания VIP-клиентов. Дополнительным фактором стали растущие потребности в доходном вложении средств, возникающие у представителей английской буржуазии.

"За прошедшие столетия многое изменилось в формах и методах обслуживания состоятельных частных клиентов. Единственное, что продолжает оставаться неизменным вот уже в течение трёх веков, - это принципы построения отношений с клиентом на основе компетентности и надёжности". [4; С.59] В современном виде Private Banking сформировался в начале 20в. В США, в период активного образования крупных частных инвестиций.

В России развитие услуг Private Banking, по оценкам некоторых финансистов, пришлось на 1997-2000гг. Данный процесс был связан, с одной стороны, с формированием личных капиталов, а с другой – с возникновением необходимости передачи средств в управление профессионалам. Финансовый кризис конца 1990-х гг. подтвердил необходимость следовать проверенным временем концепциям управления частным капиталом.

Количество состоятельных людей в России увеличивается с каждым годом, следовательно, число потенциальных клиентов услуг Private Banking также постоянно растёт. Если "на рубеже 2003-2004гг. количество российских миллионеров составляло 84 тыс. человека, то за прошедшие годы, согласно оценкам представителей ряда ведущих финансовых институтов, оказывающих услуги Private Banking в России, увеличилось до 100-120 тыс. человек. Таким образом, число российских миллионеров ежегодно увеличивается на 5%. " [4; С.60].

Следует отметить, что на заре развития отечественного Private Banking западные банки выступали, фактически как рекламные агенты, предлагая состоятельным россиянам обслуживание за рубежом. В настоящее время ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. " Так, летом 2006г. услуги в сфере управления крупным частным капиталом в России предложил крупный швейцарский банк UBS AG. В сентябре другой банк "Кредит Свисс" объявил об открытии отделения персонального банковского обслуживания в Москве. Пока сложно сказать, насколько приход "Кредит Свисс" изменит рынок Private Banking, однако подстегнуть его развитие такой крупный игрок вполне способен". [5; С.49].

Что же касается российских банков, то в последнее время многие из них также обратили внимание на Private Banking как на одно из перспективных направлений банковского бизнеса. "Наибольшую активность проявляют Банк Москвы, МДМ, "Глобэкс", а также некоторые управляющие компании. Например, "Тройка диалог", действующая фактически как инвестиционный банк, только за 2006г. в рамках программ Private Banking привлекла свыше 760 млн. долларов". [5; С.49]