Как же решаются вопросы ценообразования на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже, ведущей бирже республики?

Страница 1

Согласно постановлению Кабинета Министров от 05.02.2004г. №57 «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов», предприятия-производители высоколиквидной продукции должны назначать свои отпускные цены по прямым договорам в соответствии с котировками на товарно-сырьевых биржах.

При внедрении в практику данного требования, выявилось следующее противоречие.

Во первых. В соответствие с временными положениями о порядке реализации высоколиквидной продукции, «стартовая» цена на биржевых торгах (фактически, по общепринятой в мире биржевой терминологии, она является ценой открытия) устанавливается не самой биржей, а продавцом (предприятием-производителем) по согласованию с министерством финансов. Например, по автомобильному бензину (положение зарегистрировано министерством юстиции РУз 06.05.2004 №1346),это звучит так: «Стартовая цена на продукцию определяется на уровне регулируемой цены, применяемой при реализации с нефтебаз АК «Узнефтепродукт» (с учетом отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов, специальной надбавки и расходов, связанных с транспортировкой и реализацией). При этом для ширкатов, фермерских хозяйств, дехканских хозяйств с образованием юридического лица и машинно-тракторных парков АК «Узагромашсервис» стартовая цена определяется без учета НДС».

Во вторых. В тех же временных положениях установлен максимальный предел повышения уровня цен в течение дня (от 5 до 10% от «стартовой» цены). Кроме того, независимо от результатов торгов предыдущего дня (фактически, по общепринятой в мире биржевой терминологии, цены закрытия), каждый последующий день начинается с той же самой одной и той же так называемой «стартовой» цены.

Иными словами, биржа не определяет цену открытия. Роль ее сводится к созданию механизма котирования в пределах 10- или 5-процентного коридора при постоянной «стартовой» цене (т.е. цене открытия). Таким образом, в данном случае, биржа дает не рыночную котировку на котируемый актив исходя из реального соотношения спроса и предложения, а лишь величину отклонения от заранее установленного постоянного уровня. Но и для этого отклонения опять-таки установлен постоянный «потолок».

Заострение внимания на понятии «цена открытия» не случайно. В техническом анализе биржевых рынков цене открытия отводится весьма важная роль. Японцы говорят: «По рассветному часу весь день равняется». Так и цена открытия определяет дальнейшее развитие торговой сессии. Она дает представление о возможном направлении движения цен в течение дня. В это время все вечерние новости и слухи уже отфильтрованы и соединяются воедино в одной временной точке. Торговлю на рынке очень часто сравнивают с битвой. В этом смысле начало торгов дает первое представление о поле боя и позволяет предварительно оценить расстановку противоборствующих сил.

Учитывая, что товары, объединенные под общим названием «высоколиквидная продукция», пользуются постоянным повышенным спросом, все сделки по ним заключаются по ценам около максимальных, определенных «потолком».

Таким образом, предприятия-производители высоколиквидной продукции (продавцы), при определении цен по заключаемым прямым договорам, ориентируются на «котировку» биржи, которая, в свою очередь, основывается на их же отпускной цене, согласованной с министерством финансов. Получается замкнутый круг.

В общепринятом в мировой практике биржевом механизме ценообразования цена закрытия каждого предыдущего дня ложится в основу цены открытия каждого последующего дня. Иначе теряется смысл биржевой котировки, которая должна отражать реальное соотношение спроса и предложения на рынке. Может ли возникнуть ситуация, когда, например, на Лондонской международной нефтяной бирже (International Petroleum Exchange) сегодняшние торги начались бы без учета уровня цены, зафиксированной вчера? Ответ очевиден.

Вместе с тем, понятно, что в условиях переходной экономики резкое введение подобного механизма может привести к взвинчиванию цен и соответственно к ограничению круга платежеспособных участников биржевых торгов. Особенно это отразится на представителях малого бизнеса, которые именно сейчас, благодаря постановлению Кабинета Министров от 05.02.2004г. №57, получили равный со всеми доступ к высоколиквидным материально-техническим ресурсам.

Когда разрабатывались меры по выполнению данного постановления, главной задачей являлось создания такого механизма, который бы с одной стороны обеспечил бы равный доступ к указанным товарам всем желающим при полной прозрачности и гласности, а с другой стороны явился бы в какой-то степени рыночной альтернативой административному ценообразованию на целый ряд высоколиквидной продукции.

Сейчас, по прошествии времени, можно сказать, что эти две задачи достигнуты. Это, несомненно, явилось серьезным шагом вперед по пути экономических преобразований в республике. Создан механизм, который коренным образом изменил ситуацию, имевшую место до момента принятия постановления Кабинета Министров от 05.02.2004г. №57. Так, например, разница между «стартовой» ценой и фактической ценой реализации на биржевых торгах направляется предприятиям-продавцам на их дальнейшее развитие, а само превышение «стартовой» цены (которая согласована с министерством финансов) не рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.

Страницы: 1 2 3