Какая информация относится к коммерческой тайне?

Страница 2

Руководители бизнес-структур коммерческой тайной обычно считают следующее:

· сведения о персонале, персональные данные работников;

· любые сведения, которые сообщил клиент;

· данные о структуре издержек, себестоимости, бюджете, планах на будущее;

· технологии работы;

· стратегические и тактические решения, способствующие эффективному развитию бизнеса, получению конкурентных преимуществ, бизнес-проекты;

· маркетинговые технологии, и, в частности, оценку эффективности рекламных коммуникаций;

· сведения о технических средствах и системах защиты информационных ресурсов;

· базы данных и систематизированные информационные массивы.

Закон выдвигает два принципиальных, но в чем-то противоречивых требования. С одной стороны, должен быть исключен "доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя", а с другой стороны, необходимо обеспечить "возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны". Но в крупной компании это серверы баз данных, приложений, электронной почты, файл-серверы. И на каждом из них есть информация, составляющая коммерческую тайну. Сетевые администраторы, администраторы серверов, администраторы безопасности, пользователи обычные и привилегированны. Разграничить доступ так, чтобы и режим не нарушить, и обеспечить при этом возможность нормально функционировать бизнес-процессу, не остановив его окончательно очень не просто.

Нельзя относить к коммерческой тайне сведения, прямо запрещенные Законом. Для всех остальных сведений ограничений на отнесение нет, но следует постоянно помнить, что информация становится способной к правовой охране в качестве коммерческой тайны, если только она действительно обладает коммерческой ценностью и к ней нет свободного доступа на законном основании. И это тоже создает сложности. Вполне разумно отнести к коммерческой тайне сведения о доходах работников. Но как обязать работника хранить их в тайне и как в таком случае должна выглядеть выдаваемая ему на руки форма 2-НДФЛ? Ответы на эти вопросы - скорее отрицательные. А значит, и информацию отнести к коммерческой тайне нельзя - режимные меры для нее практически невыполнимы. И это только один возможный пример.

Без помощи владельцев бизнес-процессов и юристов при составлении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, никак не обойтись. И поэтому серьезной ошибкой является распространенная практика возложения разработки перечня на службу безопасности. Не может она это сделать - ни по уровню квалификации, ни по самому смыслу, вкладываемому в перечень.

Страницы: 1 2