Контент-анализ
Контент-анализ (анализ содержания) является одним из методов изучения документов, используемый в различных социальных исследованиях, в том числе и в социально-психологических.
Специфика анализа в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты или объема упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого текста. Полученные таким образом количественные характеристики текста дают возможность сделать вывод о качественном, неявном содержании документа.
В контент-анализе применяются процедуры, суть которых заключается в том, чтобы исходя из конкретного текста документа и задач исследования сделать следующее:
· сформулировать ключевые, концептуальные понятия исследования, которые принято называть категориями контент-анализа;
· надежно и систематически зафиксировать частоту и объем упоминания этих категорий в отдельных элементах текста документа и во всей совокупности текстов анализируемых документов.
Непосредственным объектом анализа выступает текст документа.
Специфика контент-анализа в каждом конкретном случае в очень большой степени определяется целью и теоретической основой исследования.
Контент-анализ начинается с определения задач, теоретической основы и объекта исследования, разработки категориального аппарата, выбора соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Данный этап непосредственно связан с составлением программы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подготавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его последующего количественного анализа. В этих целях на основе задач и теоретического контекста осуществляется выбор объекта исследования и определяются конкретные единицы анализа. Категории – ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. Они могут относиться как к содержанию, так и к форме теста. Категории должны быть четко и однозначно сформулированными, исчерпывающими (охватывать все части содержания документов), взаимоисключающими. Индикаторы категорий – элементы текста, которые служат референтами, качественными признаками соответствующих категорий. На основании анализируемого материала выдвигаются единицы счета – количественная мера соотношения различных элементов текста, в качестве которых могут выступать частота упоминаний выделенной смысловой единицы, физическая протяженность текстов, число строк, число абзацев, число знаков, число колонок текста. Подсчет может быть сплошным, терминологическим, сегментарным и тематическим. При сплошном подсчете, который будет использован, регистрируются, а затем подсчитываются все появления индикаторов данной категории.
Проведем анализ инструкции кредитного эксперта по предоставлению физическим лицам потребительских кредитов.
Таблица 18 Количественный анализ
№ |
Смысловая единица анализа, составляющая концептуальную схему исследования - категория контент-анализа |
Единица счета |
Источник анализа |
инструкция кредитного эксперта | |||
1 |
контролирует, проверяет |
частота-раз |
9 |
2 |
анализирует, производит расчет |
частота-раз |
3 |
3 |
предоставляет информацию, направляет документы |
частота-раз |
8 |