Механизм и инструменты Национального Банка по регулированию банковской деятельности

Страница 4

во-первых, резервы для компенсации финансовых потерь и резервы на покрытие убытков по проблемным активам формируются за счет чистой прибыли или относятся на расходы банка. Обязательные резервы, депонируемые в Национальном банке, формируются за счет привлеченных денежных средств клиентов.

во-вторых, формирование этих резервов имеет различные цели. Резервы для компенсации финансовых потерь и резервы на покрытие убытков по проблемным активам имеют целью компенсацию финансовых потерь и покрытие убытков по проблемным активам. Обязательные резервы имеют целью регулирование денежной массы в обращении и обеспечение ликвидности и платежеспособности банковской системы.

в-третьих, обязательные резервы депонируются в Национальном банке, в то время как вышеназванные формируются в самом банке и вовне не перечисляются.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что одним из ключевых инструментов, применявшихся Национальным банком Республики Беларусь в области денежно-кредитного регулирования, является политика минимальных обязательных резервов. С одной стороны, она успешно выполняет функции монетарного контроля, управления банковской ликвидностью и буфера процентной ставки, а с другой - оказывает сдерживающее влияние на снижение уровня процентных ставок по активным операциям, и в частности, по кредитам, а также на степень капитализации коммерческих банков.

В экономической литературе ликвидностью коммерческого банка называют способность банковской организации в полном объеме исполнять принятые на себя обязательства, которые заключаются не только в своевременном возвращении привлеченных средств, но и в обязанности выплачивать вознаграждение по привлеченным средствам, а также предоставлять кредит в соответствии с заключенными договорами [7, c.10].

Формальность и сложность процесса управления ликвидностью коммерческого банка зависят как от размера самой банковской организации, так и от характера ее активов. Однако в любом банке и с любым набором выполняемых операций для эффективного управления ликвидностью необходимо наличие развитых информационных систем, систем анализа инструментов и сроков привлечения и размещения денежных средств, анализа альтернативных сценариев развития рынков и планирования непредвиденных обстоятельств. В связи с этим глубокая и всесторонняя оценка состояния ликвидности коммерческого банка выполняется органом надзора не только на основе информации о структуре и качестве портфелей активов и пассивов банка, но и путем изучения внутренних процедур и механизмов управления позицией ликвидности.

С развитием новых технологий и средств телекоммуникации, а также в связи с развивающимся процессом глобализации мировой экономики изменение ситуации на финансовых рынках происходит стремительно и часто охватывает множество взаимосвязанных финансовых институтов. Таким образом, центральному банку или иному органу, имеющему полномочия на осуществление надзора за банковской деятельностью, необходим механизм оперативного контроля за ликвидностью коммерческих банков. Как правило, в качестве такого механизма применяется нормативный метод контроля позиции ликвидности. В этом случае надзорный орган определяет группу количественных показателей ликвидности, которые вычисляются на основе информации об активах и пассивах банковской организации по единым для всех банков алгоритмам. В зависимости от экономического содержания показателей орган банковского надзора устанавливает нормативы - допустимые максимальное либо минимальное значения. Выполнение пруденциальных нормативов ликвидности является обязательным для коммерческих банков. Контроль за выполнением нормативов надзорный орган осуществляет на основе периодически представляемой банками отчетности. Применение нормативного метода контроля позиции ликвидности коммерческих банков имеет свои преимущества и недостатки. В качестве основных преимуществ применения обязательных нормативов можно назвать следующие:

1. Объективность. Оценка состояния ликвидности банковской организации посредством вычисления значений группы показателей по единому для всех банков алгоритму имеет объективный характер и исключает субъективность подхода как со стороны надзорного органа, так и со стороны коммерческого банка.

2. Универсальность. Оценка позиции ликвидности банков, активных на различных сегментах финансового рынка и различными способами формирующих свои портфели активов и пассивов, имеет универсальный характер, выполняется по единой методике и на основе единых принципов.

3. Сопоставимость. Применение единого алгоритма вычисления пруденциальных нормативов и общих принципов оценки полученных результатов позволяет сравнить позиции ликвидности как “мелких", так и “крупных” банков вне зависимости от сложности осуществляемых ими операций.

Страницы: 1 2 3 4 5