Необходимость и сущность регулирования деятельности коммерческих банков

Страница 2

Необходимость государственного контроля и регулирования банковской деятельности диктуется многими обстоятельствами и подтверждаются уроками исторического развития. С точки зрения надзора, связанной с историческими традициями и национальными особенностями, принято выделять три группы стран:

Страны, в которых центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (США, Германия, Франция и Япония);

Страны, где центральный банк монопольно осуществляет надзор за деятельностью банков (Италия, Нидерланды, Беларусь);

Страны, в которых органы надзора отделены от центрального банка (Канала, Швейцария) [2, с.11].

Как уже отмечалось выше, в Республика Беларусь Национальный Банк является единственным органом осуществляющим банковское регулирование и надзор. Объясняется это прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые происходили почти одновременно и в очень сжатые сроки.

Базельский комитет банковского надзора был создан в 1975 году и представляет собой Комитет национальных органов банковского надзора. В состав Комитета входят уполномоченные руководители (senior representatives) органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединённых Штатов Америки. Постоянно функционирующий Секретариат расположен в Базеле. Базельский комитет является организационно-методологическим центром по регулированию деятельности банков и банковскому надзору.

В 1988 г. страны - члены Базельского комитета банковского надзора пришли к соглашению относительно метода обеспечения достаточности капитала банка. Многие другие страны приняли Соглашение о капитале или другие схожие с ним соглашения.

Переход к рыночной системе хозяйствования предполагает создание адекватной финансовой системы. Это означает радикальное преобразование банковской системы и формирование новых принципов функционирования финансовых рынков, в том числе денежного рынка, рынка межбанковских кредитов, валютного рынка, рынка ценных бумаг и т.п. В связи с этим странам с переходной экономикой предстоит перестроить систему экономических, политических и социальных отношений, чтобы создать структуру государства и экономики, позволяющую эффективно сформировать финансовую систему и войти в мировое сообщество [4, c.12].

Страницы: 1 2