Опыт внедрения и функционирования негосударственных пенсионных систем в зарубежных странах

Страница 1

Формирование систем пенсионного обеспечения в развитых странах началось достаточно давно, однако на современном этапе пенсионные системы регулярно пересматриваются, дополняются и модернизируются в соответствии с социально-экономическими условиями. Система пенсионного обеспечения в Великобритании считается одной из самых доскональных в мире. Фактически Великобритания - одна из стран, на которую почти не повлиял кризис пенсионных систем в Европе. Причиной этого можно считать введение британским правительством в числе первых системы личного пенсионного обеспечения и постепенное сокращение государственных пенсий. Пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, трехуровневая, и разделяется на базовые государственные пенсии, государственные пенсии по выслуге лет и негосударственные пенсии. Нововведением правительства Великобритании можно считать новую схему личного пенсионного обеспечения, так называемые паевые пенсии. Главный принцип этой схемы - дать служащим возможность получать максимально возможную пенсию при относительно невысоких взносах, что может быть актуально и для Украины. Модель пенсионной системы, которая сложилась в Германии, характерна и для Австрии, Италии, Франции и большинства стран Западной Европы. В целом система защиты старости в Германии характеризуется сосуществованием ряда разных отдельных систем. В настоящее время эти отдельные системы значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и помощи, по организационным структурам, а также по уровню защиты, к которой стремятся эти структуры. Несмотря на существующие значительные расхождения, вся система предоставления защиты старости в Германии характеризуется как <система трех уровней>. Модель пенсионной системы в США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Рост пенсионных активов в США в 80-90-е годы происходил исключительно быстрыми темпами. Всего за 16 лет (1980-1996) их объем увеличился в 6 раз даже с учетом инфляции. Темпы роста пенсионных активов в 4 раза превышают темпы роста ВНП США. Этот рост происходит, прежде всего, за счет расширения накопительных пенсионных систем. В пенсионном обеспечении американцев, начиная с 80-х годов, центр тяжести смещается от государственной распределительной системы к накопительным схемам, реализованным в основном в приватном секторе, поскольку они развиваются опережающими темпами. Модель, которая функционирует в Японии, характерна также и для Австралии и ряда стран Северной Европы. В ней доминирует государственное социальное обеспечение, финансирующееся из бюджета. Другие институты социальной защиты хотя и достаточно развиты, однако выполняют функции дополнительных систем. Последняя пенсионная реформа была проведена в Японии в 1985 году. Она коснулась только лиц, которые родились после 2 апреля 1926 года. Ее главным итогом стало введение базовых пенсий. Сейчас пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень составляют базовые пенсии, второй - государственные и профессиональные.

Наиболее успешным, по мнению экспертов, является реформирование пенсионной системы в Мексике. Однако, стоит учитывать, что оно проходило на фоне общего экономического оживления и улучшения демографической ситуации. В Мексике пенсионные резервы полностью (на 100%) аккумулируются и инвестируются в соответствии с накопительным принципом. Индивидуальные счета ведутся частными управляющими компаниями. В отношении разрешенных объектов инвестирования мексиканское законодательство может быть охарактеризовано как достаточно консервативное. Разрешенными являются только такие активы как: национальные государственные и корпоративные облигации, а также иностранная валюта (евро, доллар США, иена). Мексиканцы имеют право выбора управляющей компании, однако главное существенное отличие мексиканской системы состоит в том, что в Мексике за тех граждан, которые не захотели выбрать управляющую компанию самостоятельно, это делает государство. И при этом средства передаются под управление все тем же частным управляющим компаниям, а не каким-нибудь государственным структурам. Далее, если этот гражданин решит перевести свои средства в какую-нибудь другую управляющую компанию, то он может без всяких трудностей и препятствий со стороны власти инициировать подобный перевод средств. Польская пенсионная реформа тоже имеет свои особенности. Наблюдаются важные изменения в формуле исчисления пенсии для солидарной системы. Пенсионные выплаты из солидарной системы теперь устанавливается на основе остатков средств на условном счете, который складывается из взносов в солидарную систему, которые переводятся за каждого участника. При выходе на пенсию остаток на условном счете превращается в пожизненную выплату путем деления остатка средств на средний показатель ожидаемой продолжительности жизни для мужчин и женщин в соответствующем возрасте. Так было задумано в первую очередь для того, чтобы непосредственно связать между собой пенсионные взносы и выплаты. Внедряется общеобязательная накопительная система. От участников требуется взносить 7,3% их заработка в частный пенсионный фонд, который они самостоятельно выбирают. Эти взносы потом инвестируются, а накопленный остаток средств на счете превращается при выходе на пенсию в пожизненную ренту (ежемесячные выплаты). В отличие от солидарной системы эти счета реальны. Для лиц, которые хотят сберечь дополнительные средства при выходе на пенсию, внедряется добровольная накопительная система.

Страницы: 1 2