Предпосылки возникновения и сущность системы гарантирования вкладов

Страница 2

В 2000 году, в связи с началом реализации Концепции денежно-кредитной политики на IV квартал 1999 года и на 2000 год, ситуация начала существенно меняться. Была значительно ужесточена денежно-кредитная политика, ограничены размеры кредитной эмиссии и темпы роста рублевой денежной массы (по итогам 2000 года - 154%). Был также обеспечен выход на положительный уровень рублевых процентных ставок в реальном выражении. Качество экономической среды существенно повлияло на деятельность коммерческих банков, в т.ч. на их подходы к формированию ресурсной базы. Значительное сокращение потока эмиссионных денег при неизменной необходимости принятия банками участия в реализации государственных программ, а также обеспечивать кредитными ресурсами собственную клиентуру обусловило повышение интереса и обострение конкуренции на рынке банковских депозитов юридических и физических лиц. Так, если по итогам 1999 года вклады физических лиц обеспечивали формирование 11,7% ресурсной базы банковского сектора, то на начало 2002 года их доля увеличилась до 20%. Более того, к маю того же года депозиты физических лиц составляли уже 22,4% общей величины банковских ресурсов [4].

В течение января-апреля 2006г ситуация по привлечению денежных средств населения в банковскую систему характеризуется ростом объемов банковских вкладов населения, которые увеличились с начала года на 36,1%. В большей степени увеличили объем вкладов ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белагропромбанк" и АСБ "Беларусбанк" - на 48,2%, 41,2% и 40% соответственно.

Отметим, что серьезное влияние на объем средств, мобилизуемых банками на депозитных счетах, оказывает наличие гарантий возврата аккумулируемых банковской системой вкладов.

В настоящее время в Республике Беларусь механизм гарантирования банковских вкладов, включает формирование гарантийного фонда для возмещения физическим лицам средств, размещенных в банках на счетах и во вкладах в белорусских рублях и иностранной валюте, в случае банкротства банков. Гарантийный фонд формируется за счет ежемесячных безвозвратных взносов банков, аккумулируемых в Национальном банке. Размер взноса устанавливается в процентном отношении от суммы остатка привлеченных на счета и во вклады средств физических лиц (текущие счета, карт-счета, благотворительные счета, депозиты до востребования, срочные и условные вклады, сберегательные сертификаты). При этом Национальный банк устанавливает предельный размер средств физических лиц, размещаемых на счетах и во вкладах в одном банке, подлежащих возврату за счет средств гарантийного фонда (сумма, эквивалентная 1000 USD).

По сути дела в стране сложились четыре относительно самостоятельные подсистемы гарантирования. Первая - для крупнейших и контролируемых государством «Беларусбанке» и «Белагропромбанке», вторая - для всех банков, уполномоченных поддерживать государственные программы социально-экономического развития, третья - для всех банков, где доля государства в уставном фонде превышает 50%, четвертая - для всех остальных банков. Для каждой из подсистем существуют свои нормативные положения, которые с очень разной степенью детализации определяют такие неотъемлемые компоненты процесса гарантирования, как условие наступления гарантийного случая, источник, размер, сроки и порядок гарантийных выплат.

Наиболее детализирован процесс гарантирования для четвертой группы (все банки, по которым ранее производились гарантийные выплаты принадлежали к этой группе), но здесь гарантийные выплаты, происходили по различающимся организационным и финансовым схемам. Например, для организации возврата вкладов населения в банке «БелБалтия», потребовалось даже принятие решений на уровне президента Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3 4 5