Проблемы участия банков в инвестиционном процессе и пути их решения

Страница 2

В структуре вложений банков в акции нефинансовых предприятий и организаций (прочие акции) высокую долю составляют спекулятивные вложения. Вместе с тем в последние годы наблюдается снижение доли спекулятивных вложений и соответствующее повышение доли акций, приобретенных для инвестирования.

При вложении средств в акции кредитных организаций (как резидентов, так и нерезидентов) банки в основном преследуют цели инвестирования. Доля акций, приобретенных для инвестирования, в общих вложениях колеблется от 85 до 90%. Растет участие банков в дочерних и зависимых обществах. Это отражает в первую очередь рост банковских инвестиций в развитие собственно финансового бизнеса, усиление тенденции к интеграции финансовых структур. Данная тенденция прослеживается в процессах слияния и поглощения кредитных институтов, присоединения мелких и средних банков к более крупным в качестве филиалов, росте взаимного участия банков в капиталах друг друга, заключении картельных соглашений, создании банковских консорциумов и холдингов.

Необходимость обеспечения устойчивости и объединения усилий в сложной экономической ситуации явилась важным, но не единственным обстоятельством усиления взаимодействия финансовых структур. Решение проблем перспективного размещения активов при сокращении возможностей использования спекулятивных финансовых инструментов определяет выбор надежных и максимально контролируемых способов вложения, в качестве которых и выступает инвестирование в финансовый бизнес. Вместе с тем интеграция финансовых структур представляет собой одну из важнейших предпосылок осуществления инвестиций в реальный сектор экономики, поскольку на базе маломощных банков обеспечить масштабное инвестирование производства не удастся даже при создании максимально благоприятных условий.

В целом, исследуя вопросы проблем участия банков в инвестиционном процессе, следует отметить, что в отечественной практике, по существу, отсутствуют механизмы, стимулирующие развитие производственных инвестиций коммерческих банков. В России не используются такие общепринятые по мировым меркам инструменты, как льготный порядок резервирования привлеченных средств, особые условия рефинансирования коммерческих банков под реальные инвестиционные проекты. При несформированности экономических условий, позволяющих привлечь к участию в инвестиционном процессе основную массу коммерческих банков, лишь отдельные банки осуществляют производственные инвестиции, совокупные объемы которых несопоставимы не только с потребностями экономики, но и наличным инвестиционным потенциалом банковской системы.

Поэтому для решения проблемы повышения инвестиционной активности банковской системы является целесообразным создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий. К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести дифференциацию экономических нормативов в зависимости от доли их инвестиций в реальный сектор экономики и льготное налогообложение.

Важнейшими предпосылками активизации банковского инвестирования экономики является создание долгосрочной ресурсной базы банковского сектора и формирование условий для его эффективной деятельности по обслуживанию потребностей производства, что связано с осуществлением комплекса мер по реструктуризации банковской системы России.

Восстановление и наращивание инвестиционного потенциала коммерческих банков в рамках комплекса мер по реструктуризации банковской системы России предполагает усиление роли государства в формировании долгосрочной ресурсной базы банковской системы, соответствующей потребностям инвестирования реального сектора, восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, клиентов, отечественных и иностранных кредиторов. В основу усиления государственной поддержки реструктуризации банковской системы должен быть положен разумный компромисс между необходимостью развития банковской сферы и возможностями федерального бюджета.

Вместе с тем в сложившихся условиях становится весьма актуальной необходимость развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием. В большинстве стран с переходной экономикой доля участия государства является довольно весомой,: в Китае 99% банков с государственным участием от общего количества банков; Индии - 88%, Индонезии – 85%, Тайване – 77%, Бразилии 48%, Польше – 46%, Аргентине – 36%, Венесуэле – 30%, Мексике – 28%. Без опоры на крупные банки с государственным участием вряд ли возможно решение задач аккумулирования достаточных финансовых ресурсов, их перераспределение между секторами экономики, удовлетворение спроса крупных предприятий на инвестиционные ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного капитала. При этом следует учитывать, что при создании определенных условий государство должно уменьшать свое присутствие в банковском секторе.

Страницы: 1 2 3