Пути совершенствования процесса анализа кредитоспособности заемщиков в ОСБ 7125

Страница 2

Перед началом сотрудничества Банку следует получить доказательства положительной репутации заемщика. В частности, должны быть разработаны процедуры, исключающие сотрудничество с лицами, связанными с мошенничеством и иными преступлениями.

Одним из важнейших элементов методики оценки кредитоспособности заемщика является его информационная база, так как без нее невозможно реально и эффективно оценить степень риска будущих финансовых вложений кредитных ресурсов в тот или иной хозяйствующий субъект.

Используемая в анализе кредитоспособности информация должна обладать следующими основными характеристиками: полнота, достоверность, доступность, оперативность. Как правило, на практике ни один из источников информации не является в достаточной степени полным, так как лишь на основе комплексного изучения и оценки данных разных источников информации аналитик может сделать обоснованные выводы о возможности предоставления кредитных ресурсов. Игнорирование тех или иных источников информации может сказаться на уровне риска кредитования в сторону его увеличения. В ходе проводимого анализа информация, применяемая аналитиками, не должна ограничиваться данными сугубо бухгалтерского учета и отчетности, так как это сужает возможности анализа кредитоспособности. Необходимо также рассматривать показатели, характеризующие состояние рынка ресурсов, используемых в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг); характеристики главных конкурентов в отрасли и самой отрасли, в которой развивается или намерен развиваться в будущем хозяйствующий субъект; состояние и предпосылки развития политической, экономической и налоговой среды в целом по стране и в регионе; кредитную политику государства на ближайшую перспективу и т.д.

На основании устава и учредительных документов определяется состав учредителей, направление деятельности организации, порядок использования прибыли, структура управления. В ходе изучения спроса на продукцию, рынков ее сбыта необходимо руководствоваться обобщенными данными об объемах потребления тех или иных видов продукции (работ, услуг) в определенных регионах по группам потребителей и уровне цен, который приемлем для этих групп. Такая информация может быть получена из статистических сборников и от агентств, занимающихся ее сбором и обобщением. Она позволит сделать выводы о востребованности продукции (работ, услуг), под которую потребители привлекают кредитные ресурсы, а это, в свою очередь, служит сигналом организации-заемщику и кредитору о том, будет ли достаточен объем потребления продукции, принесет ли она денежные ресурсы в объеме, необходимом для погашения кредита.

В ходе оценки кредитной истории в настоящее время целесообразно использовать сведения, предоставляемые кредитными бюро (см. пп.3.2.). Это могут быть данные о кредитном рейтинге организации, о ее деятельности по определенному направлению.

На основе данных, содержащихся в технической документации можно оценить, в какой степени организация обеспечена внеоборотными активами и каково их техническое состояние; определить уровень их использования. По результатам оценки сделать выводы о том, насколько внеоборотные активы организации позволяют ей выпускать продукцию достаточного объема и качества и, следовательно, насколько организация конкурентоспособна.

В ходе реализации проектов, под которые привлекаются кредитные ресурсы, необходимо обязательное проведение маркетинговых исследований по разным направлениям с целью снижения риска кредитования. Маркетинговая информация позволит кредитору понять, каким спросом будет пользоваться продукция заемщика, достаточно ли у него ресурсов для того, чтобы рассчитаться по кредиту. Сам заемщик по этой информации будет судить о том, стоит ли начинать деятельность в данном направлении и принесет ли она доход. Маркетинговые исследования должны проводиться по нескольким направлениям, в частности: изучение конкурентов и потребителей; исследование продукции и объемов ее возможного потребления; изучение мотивов поведения потребителя; оценка возможных способов продвижения продукции.

Страницы: 1 2 3 4