Введение

Банковская пластиковая карточка – универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Появившись в середине прошлого века, банковские карточки получили распространение в более чем 200 странах мира и успели стать неотъемлемым атрибутом цивилизованного человека. Сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.

На заре становления карточного рынка в стране, летом 1994 года, первые карточные эксперты оценивали общий объем рынка пластиковых карт в России и странах СНГ в 3,5 млн. держателей карт, из которых 20 тыс. относили к числу корпоративных (юридических лиц). На тот момент в рамках карточных проектов локальных платежных систем было эмитировано 100 тыс. карт (из которых более 60 тыс. приходились на две платежные системы –Union Card и STB-Card), а число предприятий сферы торговли и услуг, принимающих карты к оплате, составляло не более 4000. Количество установленных банкоматов не превышало двух десятков.

С тех пор прошло десять лет. Число операций по банковским картам физических лиц только за IV квартал 2004 года составило 175,4 млн. Держатели платежных карт могли воспользоваться свыше 17 тыс. банкоматов по всей стране. Эмиссией на 1 января 2005 года занимались 679 кредитных организаций, эквайрингом – 633 банка.

По данным Федеральной антимонопольной службы России, 30,5% от общего числа банков, участвующих в платежных системах на территории России, являлись членами Visa Int., 23,5% банков работали с платежной системой Union Card, с системой «Золотая Корона» сотрудничали 18% кредитных организаций, и 16,5% банков являлись членами MasterCard.

В свете последних поправок, вносимых в Налоговый кодекс РФ в части исключения из налогооблагаемого дохода материальной выгоды, полученной налогоплательщиком в связи с операциями по кредитным картам в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении карты, следует ждать значительного развития рынка кредитных карт, в первую очередь перехода от выдачи экспресс-кредитов к распространению полнофункциональных револьверных кредитных карт. Это определяет актуальность темы данной работы.

Цель работы – охарактеризовать банковские пластиковые карты. Задачи работы:

· Описать основные характеристики банковских пластиковых карт.

· Описать рынок банковских пластиковых карт России, Южного Федерального Округа и Ростовской области.

· Охарактеризовать положение Юго-западного банка Сбербанка России на рынке банковских пластиковых карт Южного Федерального Округа.

· Проанализировать стратегию Юго-западного банка Сбербанка России на рынке банковских пластиковых карт Южного Федерального Округа и дать рекомендации по ее оптимизации.

Объектом исследования работы является Юго-западный банк Сбербанка России. Предметом исследования – банковские пластиковые карты и операции по ним. Результаты работы будут применены на практике в деятельности Юго-западного банка Сбербанка России.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе описывается процесс эволюции денег, определяется понятие «банковские пластиковые карты», анализируются устройства, используемые для работы с банковскими пластиковыми картами и этапы продаж, совершаемых по банковским карточкам. Также в первой главе дается определение платежной системы, описываются основные российские и мировые платежные системы.

Во второй главе подробно анализируется рынок банковских пластиковых карт Российской Федерации и Южного Федерального Округа.

В третьей главе рассматривается положение Юго-западного банка Сбербанка России на рынке банковских пластиковых карт и анализируется его стратегия на этом рынке в настоящем и будущем.