Заключение

Таким образом, важное место в функционировании Национального Банка занимает надзор за деятельностью коммерческих банков. Этим обеспечивается устойчивое функционирование банковской системы страны.

В курсовой работе были отмечены основные методы регулирования, применяемые по отношению к коммерческим банкам. Это прежде всего экономические нормативы, устанавливаемые Национальным Банком, а также система лицензирования банковской деятельности и другие инструменты надзора. Причем в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

В настоящий момент обнаруживаются тенденции сближения системы банковского надзора с международными стандартами в данной области, в частности с решениями Базельского комитета по банковской деятельности. Зарубежный опыт говорит о необходимости гармоничного совмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорного органа и недопущении преобладания формального подхода в надзоре над его содержанием.

Нужно иметь в виду, что недостатки функционирования системы банковского надзора страны прежде всего связаны с монопольным правом Национального Банка регулирования банковской деятельности, но эти недостатки преодолимы. Возможен вариант, при котором Национальный Банк объединит за собой все функции регулирования не только банков, но и других финансовых институтов, а также страхового рынка.