Заключение

Страница 1

Итак, сделаем вывод, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов.

Наличие различны институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации по­нимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денеж­ных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятель­ность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития го­сударства в условиях перехода к рынку.

Так, финансовую систему Российской Федерации составляют сле­дующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые ин­ституты:

1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправ­ления.

2. Государственные внебюджетные фонды (гл. 17 БК РФ).

3. Фонды, консолидированные в бюджете.

4. Внебюджетные децентрализованные фонды.

5. Фонды страхования.

6. Кредит (государственный и банковский).

7. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

Если рассматривать систему как понятие, то это расположение в определенном порядке событий, фактов, отраслей, институтов, ор­ганов, непосредственно занимающихся какой-либо деятельностью в их диалектической взаимозависимости и взаимообусловленности.

Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубеж­ный опыт. Так, именно используя зарубежную практику стали созда­ваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им право­вые институты. Перестало быть государственной монополией имуще­ственное и личное страхование, банковский кредит. Вопрос о том, как это отразилось на развитии общества и государства, будет рассмотрен в специальных главах учебника. Для того чтобы пополнить централизованные и децентрализован­ные фонды денежных средств, используются специальные методы обя­зательных и добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых, кредит (государственный и банковский); в-тре­тьих, страхование; в-четвертых, эмиссия денег.

При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюд­жетная деятельность государства и деятельность государства по акку­муляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, где система бюджетная: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты обеспечиваются системой налоговой: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы.

Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Государствен­ный кредит осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых ло­терей. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добро­вольной основе среди населения и юридических лиц. В условиях ста­новления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается выпуск государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других ценных бумаг, размещаемых среди коммерческих структур. Реализация государством этих ценных бумаг обеспечивает поступление в бюджет безинфляционных денег.

Страницы: 1 2 3