Анализ банковского сектора 1990-2007 гг.

Страница 2

Десятка банков-лидеров в 2006 г.

место

банк

Выдано ипотечных кредитов

1

Сбербанк России

$4,3 млрд

2

ВТБ24

$756,55 млн

3

Москоммерцбанк

$620 млн

4

БАНК УРАЛСИБ

$337 млн

5

DeltaCredit

$291 млн.

6

КИТ Финанс

$277,6 млн

7

Транскредитбанк

$241,4 млн

8

Городской Ипотечный Банк

$217,4 млн

9

Газпромбанк

$195,5

10

Росбанк

$192,9 млн

Источник: РБК.Рейтинг

Рынок ипотечного кредитования в 2006 году характеризовался улучшением условий кредитования для заемщиков. Так, требуемая банками минимальная доля собственных средств сократилась в среднем с 20% до 11% от стоимости квартиры, некоторые банки сократили ее до 0%. Процентные ставки снизились в течение года по ипотечным кредитам в рублях с 16-17% годовых до 11-13% годовых; по ипотечным кредитам в долларах - с 11-12% до 9,5-11% годовых. Максимальный срок кредитования составил 25-30 лет". [16]

"Исследование рынка ипотечного кредитования, проведенное Альфа-банком, показало, что в 2006 году его объемы увеличились на 181%. Этот рост был обеспечен в основном средними банками, потеснившими крупнейших игроков. Их лидерские позиции, по словам экспертов, были обеспечены за счет применения административного ресурса в лице риэлтерских агентств.

Лидеры ипотечного рынка ослабили свои позиции. Доля Сбербанка составила лишь 47% против 63% в 2005 году. Между тем в пятерку лидеров вошли прежние аутсайдеры - Москоммерцбанк, занявшийся ипотекой около года назад, и "КИТ-финанс", работающий на этом рынке полтора года. В 2006 году Москоммерцбанк выдал ипотечных кредитов на сумму около $600 млн. Это позволило ему увеличить свою рыночную долю с 0,1% в 2005 году до 4,8% в 2006 году и занять по объему портфеля третье место, уступив лишь Сбербанку и ВТБ. Ипотечный портфель "КИТ-финанса" в 2006 году увеличился на $400 млн, что обеспечило ему пятое место в рейтинге с долей рынка в 3,3%, уступив лишь банку "Дельтакредит".

Участники рынка связывают появление на рынке новых лидеров с агрессивной стратегией, суть которой в максимально плотных контактах с риэлтерскими агентствами. По единогласному утверждению банкиров, основную роль в привлечении клиентов сейчас играют не процентные ставки и сроки предоставления кредитов, а нерыночные способы привлечения заемщиков через риэлтерские агентства. Так, по утверждению банкиров, все три средних банка, вошедших в пятерку лидеров (Москоммерцбанк, банк "Дельтакредит" и "КИТ-финанс"), работают по этим схемам. "Именно такая стратегия, как показал опыт Москоммерца, на данный момент является наиболее успешной на рынке ипотеки, и некрупные банки в силу присущей им мобильности в принятии решений первыми использовали этот канал продвижения своей продукции, - считает замдиректора финансового департамента Агентства по ипотечному жилищному кредитованию АИЖК Денис Гришухин. - Таким образом, рынок недвижимости определяет развитие рынка и ипотеки и даже расстановку сил на нем не только прямо, но и косвенно".

"Риэлтеры охотно соглашаются на сотрудничество с такими банками, поскольку уверены, что отказов по кредитам практически не будет", - поясняет руководитель блока ипотечного кредитования Альфа-банка Илья Зибарев. "Риэлтерские агентства выбирают партнеров среди банков, предлагающих максимально либеральные условия, - подтверждает руководитель проектов отдела ипотечного кредитования агентства недвижимости МИАН Максим Блеверов. - Если Москоммерц - это "пылесос", который одобряет практически все заявки, то тот же ВТБ отказывает в кредите в 30-40% случаев". [17]

Объем выданных ипотечных кредитов за первые шесть месяцев 2007 года увеличился на 60 процентов и превысил 200 миллиардов рублей.

Изменения на ипотечном рынке к 2007 году:

o Снижение ставок, первоначального взноса

o Усиление маркетинговых кампаний

o Рост игроков с 30 до 400х, что обеспечило увеличение конкуренции в 10 раз

Страницы: 1 2 3