Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Страница 8

Отзыв лицензии на совершение банковских операций у кредитных организаций осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Следует отметить, что с целью усиления государственного банковского надзора периодически готовятся нормативно-правовые и ведомственные акты. Так, в письме ЦБР от 28 февраля 1997 г. № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций" (с изменениями от 25 сентября 1997 г., 22 января, 5 июля 1999 г., 29 ноября 2000 г., 15 февраля, 23 апреля 2001 г., 16 января 2004 г.) говорится, что в целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций Российской Федерации и их филиалов, создания необходимых условий для соблюдения кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России в сфере учета, отчетности, осуществления платежей и проведения расчетов, а также повышения стабильности банковской системы Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующее:

1. Территориальным учреждениям Банка России вменяется в обязанность обеспечить более действенный контроль за соблюдением кредитными организациями, филиалами кредитных организаций правил ведения бухгалтерского учета, осуществления расчетов, достоверностью отчетности, представляемой ими в учреждения Банка России, систематически анализировать ее, оперативно рассматривать и реагировать на любые негативные явления в деятельности кредитных организаций и филиалов кредитных организаций (наличие фактов задержек платежей, несвоевременного исполнения обязательств, поступление жалоб и иных фактов, свидетельствующих об ухудшении финансового состояния кредитной организации), включая проведение целевых проверок подразделениями территориального учреждения Банка России, на которые возложено исполнение этих обязанностей на основании соответствующего приказа (распоряжения) по территориальному учреждению Банка России.

2. Территориальным учреждениям Банка России предоставляется право требовать от кредитных организаций и филиалов кредитных организаций, расположенных в данном регионе, представления в оперативном порядке бухгалтерских балансов с периодичностью, установленной территориальным учреждением Банка России. О предъявлении к кредитной организации данных требований (с указанием причин) территориальные учреждения Банка России в течение 3 рабочих дней информируют Департамент пруденциального банковского надзора Банка России. Дополнительная отчетность, представляемая кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России, направляется в Департамент пруденциального банковского надзора только по специальному запросу.

Под юридическим фактом понимаются конкретное жизненное обстоятельство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. В этом состоит главная функция юридических фактов - обозначение правореализационного основания. В банковском праве юридические факты выполняют функцию очень важного элемента метода банковско-правового регулирования, проявляющегося в том, что в банковском праве высока степень регулирования по юридическим фактам.

В ходе осуществления стадий процедуры государственного банковского надзора Банком России возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, свойственные данным стадиям. При этом результаты деятельности надзирающего органа на предыдущей стадии являются юридическим фактом, с которым связываются возникновение или прекращение правоотношений последующей стадии. Так, обнаружение в ходе информационной стадии признаков состава правонарушения является основанием для правовой квалификации и принятии решения о применении принудительных мер. В то же время отсутствие состава правонарушения влечет прекращение надзорной процедуры без осуществления последующих двух стадий процедуры надзора.

Основания начала осуществления процедуры надзора совпадают с основаниями возникновения информационной стадии этой процедуры, так как без осуществления информационной стадии невозможно осуществить процедуру надзора.

Основания возникновения права на получение информации классифицируются в зависимости от режима ее предоставления надзирающему органу. Так, согласно положениям Закона о Банке России кредитные организации обязаны систематически представлять соответствующую отчетность, составляемую самостоятельно поднадзорными субъектами. Основанием возникновения субъективных прав и субъективных обязанностей по поводу предоставления и получения информации о значениях конкретных показателей деятельности кредитной организации является наступление сроков представления отчетности. Примечательно, что к данной форме информационной стадии процедуры надзора предъявляются требования о составе и содержании представляемой информации, одинаковые для всех кредитных организаций. Режим информационной стадии процедуры надзора является общим режимом государственного банковского надзора.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10