Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Страница 9

Данные полномочия Банка России по осуществлению специальных режимов информационной стадии процедуры надзора являются абстрактно-общими правовыми предписаниями или абстрактными субъективными правами. Общим правовым основанием, признаком и критерием всех видов правореализующих действий и актов всех субъектов права является обусловленность и обоснованность реализации соответствующего, закрепленного в диспозиции правовой нормы, их права или обязанности реальным наличием всех конкретных условий (надлежащих юридических фактов), которые предусмотрены в гипотезе данной нормы. Правореализация без соответствующего правореализационного основания и условия - это правонарушение" Исходя из этого следует понимать указанное право Банка России как абстрактно-правовую возможность, которая реализуется в виде субъективного права Банка России только при наличии соответствующего юридического факта, являющегося основанием для возникновения конкретных субъективных прав Банка России и конкретных субъективных обязанностей конкретной кредитной организации.

В качестве оснований возникновения права на осуществление информационной стадии специальной процедуры государственного надзора должны выступать значения относительных показателей деятельности кредитной организации. Наряду с этими основаниями возникновения правоотношений информационной стадии существует также специальная разновидность оснований возникновения указанных правоотношений на основе решений надзирающего органа о проведении плановых проверок. В действующем законодательстве не проведено никакого различия между режимами процедур надзора Банка России в зависимости от оснований возникновения правоотношений информационной стадии. Правовой целью осуществления плановых проверок является обеспечение "государственного присутствия", в то время как при осуществлении специальной процедуры надзора на основании признаков правонарушения - выявление обстоятельств совершенного правонарушения и привлечение к ответственности правонарушителя. Отсюда следует, что необходимо ввести различные режимы проведения специальных надзорных процедур. Данное предложение вполне соответствует предложению о введении различных правовых режимов специальных процедур надзора в зависимости от степени отклонения показателей деятельности кредитной организации по сравнению с предельно допустимыми значениями, установленными законодательством.

В государственном банковском надзоре в качестве юридических фактов выступают факты нахождения значений показателей деятельности кредитной организации в допустимых пределах значений показателей деятельности кредитной организации как экономической системы. Для определения значений показателей используются специальные методы расчетов значений конкретных показателей, при достижении определенных значений которых возникают, изменяются и прекращаются субъективные права Банка России по отношению к кредитной организации. Допустимые пределы изменения конкретных показателей устанавливаются как максимальная величина, интервал допустимых значений и минимальная величина показателя деятельности кредитной организации.

Следовательно, значения показателей состояния кредитной организации как экономической системы являются юридически значимыми фактами, с которыми банковское право связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, т.е. юридическими фактами банковского права.

Надзор же за состоянием банковской системы проводится на основе совокупности представленных всеми кредитными организациями отчетов и сведений, полученных в ходе проверок содержащих соответствующие значения показателей деятельности кредитных организаций.

Заключение

Банки играют ключевую роль в экономике. Они хранят сбережения граждан, обеспечивают средства оплаты товаров и услуг и финансируют развитие предпринимательства и торговли. Для надежного и эффективного выполнения данных функций отдельные банки должны располагать доверием общества и партнеров по бизнесу. Таким образом, стабильность банковской системы как национальной, так и международной должна быть признана предметом общественного интереса. Такого рода общественный интерес к банкам во всех странах, в отличие от большинства коммерческих компаний, проявляется путем осуществления надзора за их финансовым положением со стороны центральных банков и прочих финансовых агентств.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10