Основные тенденции в развитии банков

Страница 2

Небольшой размер банков и их сильная концентрация по географическому признаку привели к тому, что в 1980-х многие американские банки обанкротились из-за проблем, связанных с просроченными кредитами. Все это говорило о необходимости консолидации и укрупнения американского банковского сектора. В 1999 г. был принят Закон о модернизации финансовых услуг (Gramm-Leach-Bliley Act), который в значительной степени снял ограничения, наложенные на банковскую и коммерческую/инвестиционную деятельность Законом Гласса-Штигалла (Glass-Steagall Act, 1933 г.), явившимся реакцией на Великую депрессию 1930-х гг. Сходные установки, разграничивающие классические банковские операции (вклады, займы) и коммерческую/инвестиционную деятельность (например, ценные бумаги), существовали и в Японии после Второй мировой войны. Именно из-за этих законов США и Японии было сложнее по сравнению с Европой проводить интеграцию банковских и прочих услуг. Благодаря дерегулированию многие барьеры между названными видами деятельности были сняты, и теперь банки и другие финансовые организации могли предоставлять своим клиентам ранее запрещенные услуги. Помимо этого были отменены ограничения на начисляемые по вкладам процентные ставки, упразднена часть налогов, что облегчило работу банкам. Таким образом, для банков процесс дерегулирования оказался двояким. С одной стороны, он позволил начать работу с новыми банковскими продуктами и услугами, а с другой - значительно обострил конкуренцию и заставил банки бороться за своих клиентов и свою нишу на рынке.

Широкое применение достижений технического прогресса позволило банкам не только расширить круг своих клиентов, но и выйти на новые рынки как с точки зрения географии, так и с точки зрения способов и спектра предлагаемых банковских продуктов. Банки произвели огромные вложения в технологическую модернизацию. Несмотря на высокие первоначальные затраты, эти нововведения позволили значительно снизить операционные расходы и ускорить процесс доставки информации и услуг клиентам. На практике это сопровождалось сокращением персонала во многих банках, а также закрытием некоторых филиалов, расходы на содержание которых были высокими.

Новые технологии позволили внедрить и новые системы коммуникации, в известном смысле заменившие раздутые и нерентабельные филиальные сети отдельных банков. Так, в Великобритании с 1980 по 1995 г. количество банкоматов возросло более чем в 7 раз - с 2422 до 15 385, а в 2004 г. их насчитывалось уже 54 400; большую популярность приобрели так называемые электронные системы перевода средств в точке продаж (EFTPOS). Значительно выросло использование пластиковых карт населением (табл. 2, 3).

Таблица 2

Количество банкоматов на 1 млн населения

Страна

2000

2001

2002

2003

2004

 

Бельгия

1064

1108

1130

1204

1267

 

Канада

1040

1148

1275

1395

1517

 

Франция

580

605

635

679

703

 

Германия

580

603

612

620

638

 

Италия

549

632

683

672

682

 

Япония

1123

1121

1100

1080

нет данных

Нидерланды

435

445

466

466

484

 

Сингапур

446

435

371

371

379

 

Швеция

295

289

297

299

315

 

Швейцария

675

692

706

722

722

 

Великобритания

563

621

688

780

909

 

США

967

1136

1221

1275

1303

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6