Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы республике Беларусь

Страница 4

Помимо этого, реорганизация и рекапитализация банковской системы в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия: создание союза коммерческих банков, который примет на себя, с одной стороны, солидарную ответственность за финансовое состояние банков - членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов «банков-союзников», и до предоставления рекомендаций органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны; выделение из состава национального банка службы, ведающей надзором за коммерческими банками. Цель - разделение функций лицензирования, регулирования и надзора за состоянием банковской системы, объединение которых под руководством Национального банка не позволяет достичь общей ее «прозрачности»; существенное повышение суммарного собственного капитала белорусских банков. Достичь этого невозможно за счет внутренних ресурсов (из-за их отсутствия). Выход - в разгосударствлении и приватизации, привлечении в банковскую сферу иностранного капитала, в том числе через выпуск «американских и европейских депозитарных расписок», поощрении прихода в страну коммерческих банков со 100%-ным иностранным капиталом; стимулирование создания третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т. п., компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал; учреждение специального фонда страхования вкладов физических и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно - финансовых учреждений и предназначенного для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Кроме того, введение определенных ограничений на использование денежных сбережений населения (введение лимитов на использование их в качестве ресурса для кредитования и т. п.); обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью «страхового кредитного рейтинга», а коммерческими банками - соответствующего «банковского рейтинга»; обеспечение вывода средств Национального банка и правительства из уставных капиталов коммерческих банков последующей продажей их на свободных аукционах. Цель: во-первых, создание равных условий для всех банков, то есть условий для их здоровой конкуренции, и, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления правительства и центрального банка на денежный рынок через зависимые от них банки; обеспечение перехода белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.

В условиях отсутствия финансовых ресурсов из внешних источников особенно актуальным становится вопрос эффективной мобилизации внутренних ресурсов. Высокий уровень спрэда препятствует развитию финансового посредничества, ограничивает внутренние источники инвестиций. Это обусловлено тем, что низкий процент по депозитам сдерживает потенциальных вкладчиков (владельцев сбережений), а высокие ставки по кредитам препятствуют доступу экономических агентов к ликвидным средствам для финансирования инновационных проектов и ограничивают некоторые инвестиционные проекты экономически неэффективными масштабами, что оказывает неблагоприятное влияние на внешнюю конкурентоспособность и потенциальные возможности для экономического роста.

Показателем фактически полученной банком величины спрэда является чистая процентная маржа, рассчитываемая как сумма чистого процентного дохода по учету к общей сумме активов. Хотя чистую процентную маржу можно интерпретировать как приблизительный показатель эффективности банка, это не означает, что снижение чистая процентной маржи всегда сигнализирует об улучшении эффективности банка. Так, снижение чистой процентной маржи может, например, отражать снижение налоговой нагрузки на банки или увеличение уровня дефолта по кредитам. В первом случае снижение чистой процентной маржи будет свидетельствовать об улучшении функционирования банковского сектора, в то время как во втором происходит обратное. Также необходимо отметить, что изменение соотношения, каковым является чистая процентная маржа, может отражать изменение чистого процентного дохода (числитель) или изменение активов, не приносящих процентных доходов (компонент знаменателя).

Страницы: 1 2 3 4 5 6