Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в РФ

Страница 3

Рис. 5. Удельный вес банков, выдавших потребительские кредиты с 01.05 по 02.07гг.

Любопытно сопоставить темпы роста кредитования населения и темпы роста банковских вкладов. По данным Банка, в 2004 году прирост средств, привлеченных от частных лиц, составил 54%, в 2005 году - 46%, в 2006 году - 30%, а за девять месяцев 2007 года - 24%. В то же время прирост кредитов, выданных потребителям, за девять месяцев прошлого года составил 57%, что почти в два с половиной раза больше динамики по вкладам. Специалисты Центра экономических исследований ММИЭИФП оценивают темпы роста розничного кредитного рынка в 2006 году на уровне 115%. По их подсчетам, общий объем потребительских кредитов к концу года составляет около 1,3 трлн. рублей. Для сравнения: в январе 2003 года объем выданных кредитов был в 10 раз меньше - 140 млрд. рублей, в январе 2004-го - 300 млрд., в начале 2005 года - около 620 млрд. рублей. Объем кредитов удваивается ежегодно. По данным ИКСИ РАН, доля кредитного финансирования в бюджете домашних хозяйств в настоящее время составляет 4-5%. Для сравнения: в европейских странах этот показатель приближен к 50%. То есть значительный потенциал для роста сохраняется.

По мнению некоторых банкиров, темп роста объемов потребительского кредитования снизится. Если последние несколько лет этот показатель удваивался, то в 2006 году его рост не превысит 60—70%.

Исключение составит ипотечное кредитование, объемы которого возрастут где-то на 100%.

В настоящее время продолжается бурное развитие пластиковых средств платежа в России. В прошлом году рост объемов составил более 70% В общей сложности российские банки выпустили более 50 тыс. карточек «Виза» и около 15 тыс. карточек «Еврокард/Мастеркард», но пока в очень небольшом объеме, под залог больших страховых депозитов.

В погоне за международными карточками и в условиях препятствий со стороны соответствующих ассоциаций некоторые банки пошли по пути подписания агентских соглашений с зарубежными финансовыми институтами, то есть начали предлагать своим клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности прежде всего с точки зрения внутренних правил самих «Визы» и «Европея». Тем не менее эта практика продолжается и поныне.

За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной пластиковой карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: количество выпущенных карточек приближается к миллиону, российские банки ведут самостоятельный эквайринг, в самое ближайшее время начнет работать внутрироссийский клиринг. Россия стала полноправным регионом в международных карточных платежных системах.

Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках.

Главными целями программы развития системы пластиковых карт Банка "Русский Стандарт" являются два взаимосвязанных аспекта:

− получение Банком прибыли от реализации данной программы за счет привлечения новых клиентов и дополнительных средств;

− предоставление клиентам банковских услуг на мировом уровне.

Развитие в Банка "Русский Стандарт" системы пластиковых карт создало почву для дальнейшего продвижения в этом направлении. На сегодняшний день в Банке "Русский Сстандарт":

− эксплуатируются в течении полутора лет 23 автономных программно-аппаратных комплекса, представляющих собой мини процессинговый центр каждого филиала и обеспечивающих в частности выдачу наличных через банкомат и оплату покупок через POS- терминалы по локальным карточкам Банка;

− начата выдача зарплатных и корпоративных карт сотрудникам предприятий-клиентов различных филиалов Банка "Русский Стандарт";

Банкомат может, по статистическим данным, обслуживать от 1000 до 1500 держателей карт. Сегодня количество держателей карт, приходящихся на банкомат в СБ РФ, не превышает 250 человек, а в некоторых филиалах составляет около 80 человек. Таким образом, банкоматы загружены на 8-25% и способны обслуживать еще как минимум 850-950 человек каждый:

− на основании заявок филиалов, составлен перечень предприятий-клиентов банка, заинтересованных в выдаче заработной платы при помощи пластиковой карты;

− проведен статистический анализ движения средств на карточных счетах;

− выработана нормативная база работы с пластиковыми карточками;

− в филиалах и Правлении созданы службы ведения карточных счетов и ведения процессинга. Решены вопросы технического обслуживания банкоматов и обслуживания программного обеспечения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6