Так как же добиться эффективного котирования на бирже?

Страница 2

Действительно, создание алгоритма котирования – дело весьма непростое и трудоемкое. Оно требует глубоких знаний биржевых технологий. Кроме того, необходимо учитывать целый ряд различных ценообразующих факторов. Все это, в свою очередь, приводит к необходимости принятия определенных требований по отношению к тому активу, который предполагается котировать.

Во-первых

, сделки с этим активом должны заключаться регулярно. Это значит, что если с некоторым товаром (ценной бумагой) была заключена одна сделка в течение, например, месяца, то котирование такого товара по определению является невозможным и он должен сниматься с торгов. Для контроля за регулярностью, на биржах вводится понятие так называемого «контрольного периода». В практике мировых бирж, обычно в качестве контрольного периода берутся неделя или месяц, за которые и определяется частота заключения сделок. Если в течение контрольного периода частота сделок была низкая, то котировальный комитет (котировальная комиссия) биржи рассматривает вопрос о целесообразности оставления данного актива на торгах.

Во-вторых

, в течение торговой сессии дня должно быть заключено сделок не менее установленного минимального количества. Рецептов здесь нет. Все зависит от степени ликвидности актива, состояния рынка, а также желания самой биржи завоевать (или сохранить) доверие инвесторов. Но, по крайней мере, опять-таки из мировой биржевой практики, это количество не должно измеряться одной или несколькими сделками. Дело в том, что при большом количестве сделок или, правильнее сказать, при большом количестве точек в ценовом поле, вступает в действие так называемый закон больших чисел, по которому верхние и нижние отклонения взаимно компенсируются, и остается некоторое усредненное значение, которое и принимают как итоговую котировку дня. Соответственно, при малом количестве точек (тем более при их отсутствии) в ценовом поле, выявление итоговой, достоверной рыночной цены не представляется возможным.

В третьих

, кроме цен сделок, необходимо учитывать заявки продавцов (цены предложения) и заявки покупателей (цены спроса), уровни наилучших неудовлетворенных заявок на продажу и покупку.

В четвертых

, – это вытекает из самого смысла котирования – на котирование (а, следовательно, и на торги) принимается только активы, обладающие стандартными свойствами (т.е. такими свойствами, которые не меняются от партии к партии), торгуемые оптовыми партиями без необходимости предварительного осмотра. Кроме того, принимаемые на котирование активы должны быть возобновляемы, т.е. не исчезать с торгов после заключения по ним сделок (например, при продаже объекта недвижимости, он исчезает с торгов, т.к. не является возобновляемым). Из свойства возобновляемости следует свойство заменяемости, т.е. когда одна партия товара может быть заменена другой партией того же товара (например, одна тонна пшеницы, проданной сегодня, может быть заменена другой тонной такой же пшеницы, выставляемой на торги завтра). Это, прежде всего, такие активы, как ценные бумаги, валютные ресурсы, товары, преимущественно сырьевого характера (реже - полуфабрикаты) - нефть, зерно, хлопок, шелк, шерсть, газ, электроэнергия, и т.п.

В пятых

, необходимо устанавливать минимальный объем торгуемого актива. Если сделка была заключена на объем, ниже минимально установленного, то цена такой сделки в расчет итоговой котировки не принимается. Это связано с тем, что цены за единицу актива обычно различны в зависимости от величины объема. При большем объеме цены, как известно, меньше, а при меньшем объеме – больше. Этот вопрос на разных биржах, также, решается по-разному. Например, выделяется типичный объем (или его верхний и нижний пределы), по которому было заключено наибольшее количество сделок. Цены данных сделок и включаются в расчет котировки. Другой подход заключается в том, что для того, чтобы охватить все сделки, из них выделяются несколько групп объемов и котирование проводится по каждой группе отдельно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6