Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков

Страница 7

Раз в год или чаще банк должен проводить кредит­ные обзоры, суть которых состоит в пересмот­ре взаимоотношений с клиентом. На практике такие обзоры по каждому конкретному клиенту осуществляет ответственный за это сотруд­ник кредитного отдела. В процессе такого об­зора сотрудник анализирует финансовое состо­яние заемщика на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития. Изучаются прошлые и будущие возможности за­емщика по обслуживанию своего долга, положе­ние заемщика на том рынке, где он работает. В результате анализа такого рода информации становится понятно, каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом. По результатам обзора банк решает, продолжать ли проведение данного рода кредитных операций с конкретным клиентом, вводить ли другие кредитные операции или вообще их прекра­тить. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех его финансовых потребностей и всех происходя­щих с клиентом изменений. Обладание полной информацией о клиенте необходимо для сохра­нения надежных клиентов и для защиты банка от недобросовестных заемщиков.

Мотивация кредитного персонала имеет своей целью активизировать деятельность со­трудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников, и создаются условия для их про­фессионального развития. Каждый банк определяет индивидуально для себя спо­собы мотивации кредитного персонала. Сти­мулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д.

Координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка. Выполнение данной функции проявляется в соблюдении прин­ципа ликвидности для конкретного кредитно­го портфеля банка, а также в формировании портфеля кредитов.

Банковский менеджмент можно рассматри­вать с различных точек зрения, исходя из того, что в международной практике существуют три концепции коммерческого банка: банк как порт­фель или баланс; банк как информационный процессор; банк как фирма финансовых услуг.

В нашей стране наиболее распространен подход к процессу управления банком, рассматривающий банк как фирму финансовых услуг, в основном трех видов: трансакционные услуги (т.е. расчетные), портфельные услуги (выдача займов и прием депозитов), услуги по сбору и обработке информации.

Ссудные операции банка включаются в состав портфельных услуг банка, и управление ссуд­ными операциями является частью процесса уп­равления всеми портфельными услугами банка.

Нередко финансовое положение кредитных институтов, рыночные факторы (изменение стоимости активов, находя­щихся в портфеле, неблагоприятная валютная структура ак­тивов и др.), а также желание получить дополнительную при­быль от арбитража кредитных активов побуждают банки про­водить операции по обмену активами на третьих заемщиков, обмену взаимной задолженности и на выкуп соб­ственной задолженности против реализации части кредит­ного портфеля, что также является одним из методов регулирования кредитных операций.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9