Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков
Раз в год или чаще банк должен проводить кредитные обзоры, суть которых состоит в пересмотре взаимоотношений с клиентом. На практике такие обзоры по каждому конкретному клиенту осуществляет ответственный за это сотрудник кредитного отдела. В процессе такого обзора сотрудник анализирует финансовое состояние заемщика на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития. Изучаются прошлые и будущие возможности заемщика по обслуживанию своего долга, положение заемщика на том рынке, где он работает. В результате анализа такого рода информации становится понятно, каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом. По результатам обзора банк решает, продолжать ли проведение данного рода кредитных операций с конкретным клиентом, вводить ли другие кредитные операции или вообще их прекратить. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех его финансовых потребностей и всех происходящих с клиентом изменений. Обладание полной информацией о клиенте необходимо для сохранения надежных клиентов и для защиты банка от недобросовестных заемщиков.
Мотивация кредитного персонала имеет своей целью активизировать деятельность сотрудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников, и создаются условия для их профессионального развития. Каждый банк определяет индивидуально для себя способы мотивации кредитного персонала. Стимулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д.
Координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка. Выполнение данной функции проявляется в соблюдении принципа ликвидности для конкретного кредитного портфеля банка, а также в формировании портфеля кредитов.
Банковский менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения, исходя из того, что в международной практике существуют три концепции коммерческого банка: банк как портфель или баланс; банк как информационный процессор; банк как фирма финансовых услуг.
В нашей стране наиболее распространен подход к процессу управления банком, рассматривающий банк как фирму финансовых услуг, в основном трех видов: трансакционные услуги (т.е. расчетные), портфельные услуги (выдача займов и прием депозитов), услуги по сбору и обработке информации.
Ссудные операции банка включаются в состав портфельных услуг банка, и управление ссудными операциями является частью процесса управления всеми портфельными услугами банка.
Нередко финансовое положение кредитных институтов, рыночные факторы (изменение стоимости активов, находящихся в портфеле, неблагоприятная валютная структура активов и др.), а также желание получить дополнительную прибыль от арбитража кредитных активов побуждают банки проводить операции по обмену активами на третьих заемщиков, обмену взаимной задолженности и на выкуп собственной задолженности против реализации части кредитного портфеля, что также является одним из методов регулирования кредитных операций.