Проблемы и пути повышения уровня управления кредитной деятельностью российских банков

Страница 3

Внутренний аудит ссудных операций должен проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем внутреннего аудита и одобренным советом директоров или руководством банка. Основными его целями должны явиться:

- оценка соответствия проводимых банком ссудных операций кредитной стратегии, политике и процедурам, а также законодательству и регулятивным требованиям;

- проверка того, является ли оценка качества отдельных ссуд и ссудного портфеля в целом точной и своевременно ли она доводится до руководства банка;

- оценка адекватности службы внутренней кредитной ревизии характеру и объемам проводимых банком ссудных операций и оценка деятельности этой службы;

- выявление узких мест риск-менеджмента по управлению кредитными рисками, недостатков в кредитной политике и процедурах, а также рекомендации по их устранению.

Руководствуясь опытом экономически развитых стран, можно утверждать, что системы комплексного управления и внутреннего аудита, при надлежащей их организации и эффективности, являются ключевым звеном реализации мер по управлению кредитной деятельностью.

Необходимым условием для успешного управления кредитной деятельностью и кредитными рисками в долгосрочном плане является формирование и поддержание на должном уровне культуры кредитования банка. К наиболее важным составляющим кредитной культуры можно отнести: ориентацию на потребности клиента, доверительные партнерские отношения с ним, готовность предоставления обслуживания на высоком уровне, открытость, способность учиться на ошибках, расширение спектра предоставляемых услуг и их совершенствование. Делегирование полномочий и ответственности сотрудникам всех уровней управления кредитной организации является одним из способов оптимизации управления персоналом в современных условиях. Кадровые мероприятия должны предусматривать постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников и менеджеров, занятых кредитными операциями.

Одним из оптимальных вариантов решения вопроса управления кредитным процессом коммерческого банка и выбора его стратегических приоритетов представляется организация бизнес-процессов в кредитной организации, в частности процесса кредитования, его компонентов и связей между ними. Каждый процесс, в том числе и процесс выдачи кредита, состоит из основных технологических операций, являющихся едиными для любого кредитного продукта. Поэтому описание любого процесса выдачи кредита должно в обязательном порядке учитывать такие операции, как поступление и рассмотрение заявки клиента, проверку клиента на предмет возможности погашения кредита, принятие решения о выдаче кредита и непосредственно предоставление денежных средств. Одним из определяющих условий качественной работы по организации процесса выдачи кредита потенциальному заемщику является закрепление в нормативных документах банка всего комплекса выполняемых работ. Данный подход позволяет работникам банка, относящимся к разным структурным подразделениям или к одному подразделению, четко и в срок выполнять все требующиеся процедуры и обязанности в соответствии с необходимой последовательностью действий. Грамотно составленные внутренние документы дают возможность с наименьшими издержками и более эффективно предоставлять услуги по кредитованию.

Практика работы с проблемными кредитами показывает, что в настоящее время банки работают, в основном, с кредитами, уже имеющими реальные проблемы. Об эффективности работы с проблемными кредитами и недостатках, имеющих место в работе кредитных организаций с проблемными кредитами, позволят сделать выводы ответы на следующие вопросы:

1. В части разработки банком стратегии взыскания кредита и последовательности ее применения: создана ли особая организационная структура по работе с проблемными кредитами; разработан ли отдельный внутренний нормативный документ по работе с проблемными кредитами; имеется ли в наличии соответствующая система для определения ранних признаков, указывающих на возможность неуплаты долга; санкционируются ли все списания кредитным комитетом; установлена ли ответственность уполномоченных кредитного отдела за обнаружение проблемных кредитов; подвергается ли кредитная документация немедленному анализу после обнаружения проблемного кредита; имеет ли банк возможность получить компетентную юридическую консультацию в проблемных ситуациях?

2. В части соответствия стратегии взыскания кредитов задаче достижения наиболее оптимальных результатов: регулярно ли готовятся и представляются на рассмотрение администрации отчеты о проблемных кредитных сделках; обобщаются ли данные проблемные операции по отраслевым региональным признакам, по типам услуг и т.д.; проверяет ли уполномоченный кредитного отдела статус залогового обеспечения, поручительства и т. д.; запрашивается и принимается ли дополнительное залоговое обеспечение; тщательно ли взвешены решения о дополнительных ссудозаемщиках, которые уже значатся в списках наблюдения?

Страницы: 1 2 3 4 5